Предложения по вопросам
безопасности
В последнее время озабоченность
по поводу безопасности школы серьезно возросла. Эта озабоченность связана не
только с физическими факторами, но и психологическими, которые могут
ассоциироваться с опасностью. В школе и прилегающих к ней территориях есть
множество уязвимых мест, где вполне возможно скрытое запугивание или устрашение
детей.
Принимая во внимание геополитическое положение Курского района,
особенность национального и демографического аспекта я принял решение изучить
опыт работы образовательных учреждений субъектов РФ в вопросах безопасности .
Вывод следующий: в качестве эксперимента в ряде школ субъектов
РФ была введена должность "заместителя директора по внутренней
безопасности" – должность серьезная, ответственная и с определенными
полномочиями . Мониторинг ситуации показал мгновенный положительный эффект - количество правонарушений резко сократилось.
В соответствии со статьей 1
Закона Российской Федерации 'О безопасности' от 8 октября 1992 года 'Безопасность
- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам
безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его
материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй,
суверенитет и территориальная целостность'.
Статья 2 того же закона
определяет:
':. граждане, общественные и иные организации
и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и
обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе
Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и
управления краев, областей, автономных округов, принятыми в пределах их
компетенции в данной сфере'.
Такими нормативными актами, регулирующими
введение в штатное расписание школ, участников эксперимента,
должности заместителя директора школы по безопасности, могут являться:
распоряжение главы административного района, приказ начальника
Отдела образования и приказ директора
школы.
Необходимость рассматривать
подход к решению проблемы безопасности школы как системы адекватного
реагирования на комплекс угроз, четко определена в статье 3 Закона: 'Угроза
безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно
важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная
угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников
опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и
внешней безопасности'.
Ответы на вопросы о том, как
должна обеспечиваться комплексная безопасность школ, находятся, прежде всего, в
статьях 4 и 9, где говорится
"...безопасность достигается
проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности,
системой мер адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и
государства..."; во-вт орых, основными функциями системы
безопасности, создаваемой в школе, а именно:
1. Выявление и прогнозирование
внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности.
2. Осуществление комплекса мер по
предупреждению и нейтрализации выявленных угроз.
3. Создание и поддержание в
готовности сил и средств обеспечения безопасности.
4. Управление силами и средствами
обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.
5. Осуществление системы мер по
восстановлению нормального функционирования объектов безопасности, пострадавших
в результате возникновения чрезвычайной ситуации
Для достижения этих определенных
законом целей функционирования системы
безопасности в школе, заместитель директора школы по безопасности должен (с
учетом фактического технического состояния школы, условий организации учебного
и воспитательного процесса и других особенностей), решить пять главных задач:
1. Своевременно обнаружить угрозы
и предупредить о них директора школы и других заинтересованных лиц и
организации.
- Своевременно обнаружить
потенциальные и реальные угрозы комплексной безопасности школе: криминальные,
природные, и техногенные угрозы безопасности:
- Своевременно проинформировать
заинтересованных лиц и заинтересованные организации об этих угрозах (директора
школы, пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, прокуратуры и ФСБ участкового
милиционера, скорую помощь, руководителей частного охранного предприятия,
охраняющего школу).
2. Затруднить (сдержать)
реализацию возникших угроз.
- Предупредить разрастание
угрозы, сдержать ее распространение, продвижение к школе, персоналу, учащимся,
к наиболее важным объектам. Например, при воздействии на школу техногенных
угроз их сдерживание позволит увеличить запас времени на эвакуацию людей,
ценностей и организацию подготовки к ликвидации угрозы.
3. Ликвидировать, нейтрализовать
угрозы.
- Самостоятельно или во
взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и МЧС
принять необходимые меры по ликвидации или нейтрализации возникших угроз.
- Документировать процессы,
относящиеся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности,
в ходе своего повседневного функционирования, а также в случаях
реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам.
Реализация данных задач
обуславливает совершенствование системы комплексной безопасности школы и
оказания помощи правоохранительным органам при расследовании происшествий.
Суммируя сказанное можно
предположить следующий вариант квалификационной характеристики заместителя
директора школы по безопасности :
Основные задачи:
1. Своевременно обнаружить
потенциальные и реальные угрозы комплексной безопасности школе: криминальные,
природные, и техногенные угрозы безопасности:
2. Своевременно
проинформировать заинтересованных лиц и заинтересованные организации об этих
угрозах (директора школы, пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, прокуратуры и ФСБ
участкового милиционера, скорую помощь, руководителей частного охранного
предприятия, охраняющего школу).
3. Предупредить разрастание
угрозы, сдержать ее распространение, продвижение к школе, персоналу, учащимся,
к наиболее важным ее объектам.
4. Самостоятельно или во
взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и МЧС
принять необходимые меры по ликвидации или нейтрализации возникших угроз.
5. Документировать процессы,
относящиеся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности,
в ходе своего повседневного функционирования, а также в случаях
реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам.
|