Патриотическое воспитаниеВ последние десятилетия
российское общество переживает болезненный период усиления духовного кризиса
молодёжи, проявляющегося в резком ухудшении социально-нравственных и иных
характеристик.
По данным социологических
исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким
непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим
традициям, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к
самопожертвованию и др. Акценты в социально-нравственных ориентирах
значительной части молодёжи резко сместились в сторону прагматизма и
конъюнктуры с ярко выраженными проявлениями эгоистического, антисоциального и
антигуманного характера. На практике это проявляется в том, что многие молодые
люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно,
демонстрируют социальную незрелость и бездуховность, вступая даже в
противоречие с законом, уклоняются от службы в Вооружённых Силах Российской
Федерации.
Чрезвычайно осложнились проблемы
вооружённой защиты государства, не только обеспечения безопасности наших
границ, но и нормальной жизни мирных граждан. Армия и флот практически лишились
возможности удовлетворять насущные потребности в призывном контингенте, как в
количественном, так и в качественном отношении. Результаты исследования,
проведённого главным управлением воспитательной работы Вооружённых Сил Р Ф
среди юношей-москвичей призывного возраста, наглядно продемонстрировали остроту
данной проблемы. О сохраняющейся
опасности вооружённой агрессии
против России заявили лишь 39% опрошенных. Только 32% молодых людей выразили
готовность и желание пойти служить в армию. Каждый третий из опрошенных
призывников вполне откровенно заявил о нежелании проходить военную службу.
Уклонение от военной службы осуждают
только 6% опрошенных, а примерно каждый второй не видит в этом ничего
предосудительного или противозаконного /26,С. 40/.
Одной из причин создавшегося
положения является недооценка роли и значения патриотического воспитания в
определённой части общества. Дискредитирована не только существовавшая практика
патриотического воспитания, но и сама идея формирования и развития личности
гражданина - патриота, готового и способного отстаивать интересы России.
Сегодня патриотизм обнаруживается
в новой функции: защиты страны не только от врагов видимых /как это было в
истории/, но и от застоя и рутины, либерализма и космополитизма, которые
нацелены на почти что механическое "встраивание" России в принципы и
нормы западной цивилизации, независимо от того, насколько это целесообразно для
самой России, её специфики и самобытности. Позиция патриотизма - это стремление
к модернизации, к резкому повышению эффективности экономики, к концентрации
всех социальных сил для прорыва вперёд, к выходу из затянувшейся апатии и безразличия
к собственному настоящему и будущему.
Традиционно, в отечественной
педагогической науке в проблеме патриотического воспитания преобладал
военно-патриотический аспект. В настоящее время не менее актуальным является
исследование и других аспектов патриотического воспитания: противостояние
религиозно-сектантской агрессии, негативным проявлениям духовно-нравственного
проникновения со стороны стран как Запада, так и Востока и др.
Как положительный фактор следует
отметить, что в последнее время проблема патриотизма и патриотического
воспитания всё чаще становится предметом внимания руководства страны. Так,
Президент Российской Федерации В.В.Путин определяет патриотизм как "...
чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление
сделать
|