Патриотическое
воспитание школьников
Патриотическое
воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования
России.
Патриотическое
воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и
скоординированная деятельность государственных органов, общественных
объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического
сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите
интересов Родины.
Цель патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности
к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности
конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой
ответственности и дисциплинированности.
Для
достижения этой цели требуется выполнение следующих основных
задач:
-
создание научно-методического обеспечения функционирования системы
патриотического воспитания в школе;
-
создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей
оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к
достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и
служебных обязанностей;
- утверждение в сознании и чувствах школьников
патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и
историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной
службы;
-
формирование у учащихся активной жизненной позиции
-
формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни.
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди
основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой
исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в
этой сфере, выделяются
-
научность;
-
гуманизм;
-
демократизм;
-
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных
ценностей и традиций;
-
системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
-
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения
эффективности воспитания;
-
направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств
каждой личности на основе индивидуального подхода;
-
тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи
призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного
отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению
функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным
направлениям:
Духовно-нравственное — осознание личностью высших
ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений
реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает
развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой
проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование
высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской
чести, ответственности и коллективизма.
Историческое — познание наших корней, осознание
неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за
сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности
за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой
истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной
организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз,
понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших
народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость
и самостоятельность страны.
Политико-правовое — формирование глубокого понимания
конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов
в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции
безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и
государства.
Включает
ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями
гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной
организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов,
требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Интернациональное — воспитание
важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих
специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального
самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает
беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к
великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание
национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному
служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы
народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.
Профессиональное — формирование добросовестного и
ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления
к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного
выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Оно включает
мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной
самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на
достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с
высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных
целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального
роста.
Психологическое — формирование у школьников высокой
психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных
задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических
качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает
изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе,
профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие
психологической напряженности, преодоление стресса.
Физкультурно-спортивное – пропаганда здорового образа жизни.
Данные
направления адаптированы под возрастные категории школьников: начальные классы
работают на первой ступени формирования патриотического воспитания, затем
работа продолжается на второй и третьей ступени соответственно.
Все эти
направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе
практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и
мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического
воспитания.
Работа по
патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает
важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование
всесторонне и гармонично развитой личности. Современная педагогика
подчеркивает, что процесс воспитания должен строиться как целенаправленное
взаимодействие воспитателей и воспитанников, как организация определенных
отношений между учащимися, воспитателями и окружающей жизнью. Поэтому мы можем
утверждать, что комплексный подход имеет закономерный характер и является одним
из принципов воспитания школьников. Он объективно требует сочетания всех сторон
гармонично развивающейся личности; органической связи задач, содержания,
методов и форм организации процесса воспитания; четкого согласованного
взаимодействия школы, семьи, производственных коллективов и общественности;
единства воспитания и самовоспитания школьников. Только при правильном учете
методологической обусловленности комплексного подхода мы можем раскрыть его
наиболее существенные характеристики как принципа коммунистического воспитания.
Нам кажется, что в обучении объективно уже заложены возможности и факторы
воспитательного влияния, но их превращение в действительность не может
происходить автоматически, без умелых действий и специального внимания учителя.
|